44-ФЗ. Правила закупок в 2021 году. Обзор ключевых изменений в контрактной системе, принятых Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ

    • Регламент:
      9.30-10.00 Регистрация
      10:00 - 17:00 Работа семинара
      11.00-11.30 Кофе-пауза
      13:00-14:00 Обед

       

      09 ноября 2021г.
      09.30-10.00 РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ. 
      10.00-17.00 44-ФЗ. Правила закупок в 2021 году. Обзор ключевых изменений в контрактной системе, принятых Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ 

      1. Поддержка участников закупок

      Ведение универсальной предварительной квалификации. Что это, и как будет работать.
      Что станет с дополнительными требованиями. Изменение порядка выдачи лицензий: чем подтверждается в составе заявки.
      Требования к участникам: борьба за деоффшоризацию и исключение конфликта интересов. Снижение минимального размера обеспечения по контрактам.
      Расширение закупок у СМП и СОНКО.
      Новый механизм поддержки импортозамещения – квотирование закупок. Каким образом организуется, кем контролируется.
      Каким образом квотирование отразится на российских производителях.
      Как участнику подтвердить российское происхождение товара. Административная практика по квотированию.

      1. Организация закупки

      Изменения в кадровом  обеспечении закупочных процессов. Примерная схема организации закупочного процесса и взаимодействия ответственных подразделений заказчика. Регламент взаимодействия. Возможность проведения заседаний комиссии он-лайн.
      Подходы к формированию технического задания и описанию предметов закупки с учетом особенностей формирования КТРУ и реестров промпродукции. Целесообразность применения ГОСТов и технических регламентов. Контроль за сохранением конкурентной среды. Важность этапа планирования. Стратегия подготовки ТЗ инициаторами закупок.
      НМЦК: обзор основных нарушений при обосновании цены, выявляемых казначейством.
      Обзор судебной практики по обоснованию цены, завышению цен, отсутствия обоснования применения дополнительных характеристик, параметров эквивалентности.

      1. Новые процедуры закупок

      Важность извещения и отказ от документации.
      Изменения в части определения поставщика (подрядчика) – унификация сроков.
      Подход к отмене, внесению изменений, даче разъяснений, рассмотрения заявок.
      Новая схема проведения конкурса. Дополнительные требования в извещении. Дополнительные документы к извещению. Изменения срок проведения процедуры.
      Новая схема проведения аукциона. Отказ от частей заявки. Изменение сроков проведения.
      Схема проведения запроса котировок с 01.04.2021. Особенности и ограничения.
      Новая схема проведения запроса котировок с 01.01.2022. Условия применения и расширение возможностей. Изменения в сроках.
      Проведение закрытых процедур: новые основания.
      Инновационный подход в закупках: электронные магазины. Возможность закупки без торгов: обзор норм и условий. Варианты ограничений и каталогизация процесса закупки и контроля. Возможные проблемы. Обзор электронных магазинов малых закупок. Реализация принципа множественности к одному.

      1. Государственные (муниципальные) контракты

      Государственный контракт: новые сроки заключения.
      Ускоренное заключение контрактов по результатам запроса котировок и закупки в электронном магазине. Новые требования к условиям контакта.
      Ускорение проведения расчетов по контрактам в 2021, 2022 и 2023 годах.
      Введение обязательности электронного актирования. Схема, условия применения.
      Изменение алгоритма одностороннего отказа от выполнения контракта и перевод работы в электронную форму. Схема нового порядка, сроки и возможность обжалования.
      ГИС «Независимый регистратор» и электронное актирование.
      Новое! Подача жалоб в электронной форме через ЕИС!

      1. Ответы на вопросы слушателей. Рекомендации.

      Лектор: Емцова Оксана Анатольевна - кандидат экономических наук, эксперт Национальной ассоциации институтов госзакупок, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствовании государственных закупок и государственных инвестиций.

       

      10 ноября 2021г.
      10.00-17.00  Значимые и актуальные  законодательные изменения, «подводные камни» оптимизационного пакета поправок от 02.07.2021 № 360-ФЗ, рекомендации по построению эффективной системы закупок в условиях новых правовых правил. Способы разрешения спорных и сложных ситуаций на основе сформированной практики контроля, надзора, аудита и судов.

      1. Реализация «оптимизационного» пакета поправок от 02.07.2021 № 360-ФЗ: алгоритмы, схемы, механизмы и рекомендации эксперта.

      В подарок каждому участнику  опорная блок- схема  «Перечень подзаконных НПА в развитие «оптимизационного» пакета поправок и регламентные сроки их реализации .
                  1.1.  Первая практика выявления ошибок реализации нововведений после 01 июля 2021 г.  в части указания ИНН учредителей в заявке; порядка включения/исключения сведений в РНП; сокращенных сроков приемки и оплаты по контрактам 2021 года; повышенных авансов и пр.

      • Новое в запросе котировок по новым правилам проведения: спорные вопросы из практики рассмотрения жалоб в ФАС России после 01 апреля 2021 г. (авторский обзор практики с учетом новых сроков, сумм проведения, годовых лимитов, состава котировочных заявок, сокращения сроков заключения контракта и пр.)
      • Новое в закупках у ед. источника до 3 млн. рублей по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ: все «ПЛЮСЫ» и «МИНУСЫ» (по материалам практики их проведения заказчиками после 01 апреля 2021 г.)

      1.2. Важно! Подготовка к переходу на электронное исполнение контракта с 01 января 2022 г.: основные этапы, требования к формируемым документам и срокам, рекомендации эксперта по предотвращению ошибок.
      КЕЙС-СТАДИ «Положительный и отрицательный опыт главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденных РП РФ от 18.06.2021 № 1659-р, осуществляющих электронную приемку   при реализации ПП РФ от 28.04.2021 № 667».
      1.3. Отличия нововведений от 02.07.2021 № 360-ФЗ в практику закупок от действующих в настоящее время подходов в части:

      • понятия персональных данных в рамках контрактной системы;
      • типизации контрактов;
      • унифицированных требований к содержанию заявки на участие в электронной закупке;

      1.3.1. Отличия нововведений от 02.07.2021 № 360-ФЗ в практику закупок от действующих в настоящее время сроков в части:

      • оплаты по контрактам;
      • отмены закупки;
      • проведения этапов электронного конкурса/ электронного аукциона;
      • этапов заключения контракта в электронной форме;

      1.3.2. Отличия нововведений от 02.07.2021 № 360-ФЗ в практику закупок от действующих в настоящее время порядков в части:

      • определения приоритета информации, указанной в извещении и ЕИС;
      • общественного обсуждения крупных закупок;
      • обоснования НМЦК затратным методом;
      • проведения закрытых закупок и совместных закупок;
      • ведения реестра участника и аккредитации на электронных площадках;
      • проверки участника при заключении контракта;
      • одностороннего расторжения контракта;

      Каждому участнику таблицы, опорные схемы «Введение независимых гарантий»; «Новые обязательные требования к соответствию участника закупки и обязательная предквалификация участника в закупках от 20 млн. руб»; «Новые основания установления требования о запрете на привлечение субподрядчиков»; «Новые требования к комиссиям заказчика»; «Новые требования к содержанию комплекта документов о закупке» и пр.

      1. Развитие контрактной системы в 2021 г.: неоднозначные позиции правоприменительной практики с учетом позиций контроля и судов.

      Ничтожные условия контрактов;
      Сознательное выполнение работ, осуществление поставок без заключенных контрактов и право возврата неосновательного обогащения;
      Код ОКВЭД победителей закупок и право осуществление иных видов деятельности;
      Последний день подписания контракта и перенос срока с учетом выходного и (или) не рабочего дня;
      Подтверждение соответствия дополнительному требованию контрактами, которые были расторгнуты по соглашению сторон (в отсутствие факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта), как противоречие /соответствие ПП РФ № 99;
      ЗАПРЕТ/ ПРАВО  заказчику на заключение контракта с юридическими лицами, сведения об учредителях которых включены в РНП, без торгов у единственных поставщиков по ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ;
      Умышленное и намеренное нарушение 44-ФЗ как единственное правомерное  основание включения в РНП, а не фиксация факта уклонения от заключения контракта либо его одностороннего расторжения;

      1. Закупки у единственного поставщика на грани возможного: НОВЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОКУРАТУРЫ И КОНТРОЛЯ для практики 2021 г.

      3.1. «КОВИДНЫЕ» ЗАКУПКИ - 2021 как НЕ внезапные, НЕ чрезвычайные и НЕ непредотвратимые с учетом продления главным государственным санитарным врачом РФ до 1 января 2022 г. режима повышенной готовности: обязанность их проведения исключительно конкурентными способами (обзор споров заказчиков с прокуратурой и контрольными органами)
      3.2. Изменение практики привлечения заказчиков и поставщиков  к административной ответственности за нарушение Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) по причине дробления закупки с учетом Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2
      Одноимённости закупаемых товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок;
      Альтернативные варианты магазина закупок. Специфика контроля портала поставщиков и региональных закупочных систем – 2021.
      КЕЙС СТАДИ: «Недостаточная весомость доказательств намеренного ухода от проведения конкурентных процедур при «дроблении» закупок до 600 тысяч рублей (по материалам рассмотрения Апелляционной коллегией Центрального аппарата жалоб заказчиков на решения и предписания территориальных органов ФАС России).
      Необходимость доказывания фактической реализации антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами договоренностями и наличием финансовых (хозяйственных) связей.
      3.3.  Неприменение /применение КТРУ при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Спорные ситуации в связи с закупками у ЕП.
      Использование/ не использование  информации, включенной в позиции КТРУ в отношении составных элементов закупаемого товара  при закупках сложных вещей, состоящих из разнородных вещей, образующих единое целое предполагающее использование их по общему назначению и обеспечивающее взаимную функциональную совместимость.

      1. Контроль нововведений в законодательство о контрактной системе: полезный опыт для исключения ошибок в 2021 году.

      4.1. Расширение перечня квотируемых товаров (ПП РФ № 2014 от 03.12.2020): ошибки расчета НМЦК, шаги по подготовке отчета заказчика за 2021 год.
      Штрафы за несоблюдение минимальной доли закупок российских товаров и ошибок реализации ПП РФ № 2014 «..О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком..» (по материалам административной практики -2021 года.
      4.2. Новшества по требованиям по энергоэффективности закупаемых товаров с 18 ноября 2021 г. с учетом Приказа Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131: положительный опыт.
      ПРАКТИКУМ: «Как доказать невозможность реализации требований об энергоэффективности  при закупках телевизоров, вентиляторов, кондиционеров, двигателей ?»
      4.3. Лотирование в закупках медицинских изделий: ПЕРВАЯ ПРАКТИКА ФАС в отношении закупок по видам МИ согласно ПП РФ от 19.04.2021 № 620
      4.4. Реализация электронного обжалования в ФАС через ЕИС с 05 июля 2021 г.: нюансы автоматического заполнения жалоб и автоматических проверок правильности сроков и их заполнения на ПРИМЕРАХ;
      АНОНС: Обязательное электронное обжалование закупок через ЕИС, иной порядок  приостановки закупки и  направления решений контрольного органа с 01 января 2022 г.

      1. Планирование закупок - 2022: ключевые риски привлечения к административной ответственности за нарушения в части планирования закупок и их минимизация.

      Практика применения штрафов в размере 30 000 рублей в случае проведения закупок, не включенных в план-график, а также способы «ухода» от административной ответственности виновных должностных лиц в случае выявления фактов ненадлежащего планирования (оценка общественно-опасных последствий; исчисление срока давности привлечения к ответственности и пр.).

      1. Важные нюансы, которые следует учесть заказчикам по 44-ФЗ при составлении документации о закупках и заключении контрактов

      6.1. НЕ НАДЛЕЖАЩЕЕ/ НАДЛЕЖАЩЕЕ обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное ПП РФ от 10.07.2019 № 878;
      КЕЙС-СТАДИ: «Код промышленной продукции по ОКПД2 в выписке из реестра российской промышленной продукции, не соответствующий коду, установленному заказчиком»
      6.2. Требование к единой комиссии проверять, сколько договоров и контрактов находятся в процессе исполнения, и какой размер обязательств взял на себя участник закупки по другим договорам  с учетом минимального размера взноса в компенсационный фонд в соответствии с требованиями части 10 или 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
      6.3. Объективные обстоятельства, позволяющие участнику закупки не представлять обеспечение исполнения контракта в порядке, предусмотренном Законом о КС: сфера ответственности участника закупки;
      6.4. Фиксация применения мер ответственности через обмен электронными документами в ЕИС;

      1. Изменение требований к описанию объекта закупки (техническом задании) в 2021 г.:

      Товар от нескольких поставщиков соответствующего качества и свойств как не доказательства ограничения конкуренции;

      ВПЕРВЫЕ: Закупки услуг по сопровождению и обновлению правовых справочных баз (пошаговый алгоритм с учетом ошибок проверенных заказчиков и участников закупок)
      Требования к  наличию  у  участника закупки  производственных  мощностей,  технологического  оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов КАК НЕ НАРУШЕНИЕ ч. 3 ст. 33 № 44-ФЗ.

      1. Легитимные возможности переноса срока исполнения контракта в 2021-2022 годах: полезный опыт.

      Порядок закупки дополнительных работ, не предусмотренных контрактом НА ПРАКТИКЕ.

      1. Проверки соответствия фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, информации, указанной в государственном контракте, договоре (соглашении), контракте (договоре), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

      Практикум: «КОНТРОЛЬ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА при исполнении контракта: допустимость приемки товаров со странами, не соответствующими спецификации контракта».
      Указание в спецификации контракта не всех характеристик, указанных в заявке победителя закупки- ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБКИ.
      Снижение сроков гарантийных обязательств, пресекаемое контрольными органами;

      1. Пути возмещения недобросовестным поставщиком убытков вследствие расторжения контракта в одностороннем порядке:
      • убытки в виде упущенной выгоды на примерах разницы между ценой контракта, который мог быть первоначально заключен и ценой контракта, установленной контрактом, заключенным по итогам повторной закупки;
      • чрезмерность сумм компенсаций по размерам судебных издержек на конкретных примерах;
      1. Обзор точек внимания прокурорских проверок: практические рекомендации заказчикам и поставщикам в 2021 году:

      Правомерность отмены закупок на основании предостережений прокуратуры;
      Оплата по контракту как зона особого внимания прокуратуры. Примеры последствий за нарушение сроков оплаты: штрафы, дисквалификация, уголовные дела;
      ДИСКУССИОННАЯ ПАНЕЛЬ: «Как обосновать невозможность оплаты по контракту с целью неприменения штрафов ?»
      Предостережения о недопустимости неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом и штрафы поставщикам (подрядчикам) по ч. 7 ст. 7.32 КоАП в размере стоимости неисполненных объемов поставок, выполнения работ, оказания услуг;
      Заключение контрактов без согласования с контрольным органом в рамках реализации Правил, установленных ПП РФ от 30.06.2020 № 961.
      11.1. Результаты аудита в сфере закупок: особенности реализации и краткий обзор актуальных вопросов практики за  2021 год (специфика проведения аудита эффективности в современных условиях и основные проблемы; последствия для заказчиков в случае выявления законного, но неэффективного расходования бюджетных средств и т.п.)
      БЛОК –СХЕМА «Алгоритм эффективного управления контрактом  с позиции Счетной Палаты Российской Федерации»
      12.Круглый стол: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. Индивидуальный разбор конкретных ситуаций в формате КЕЙС-СТАДИ.
      Лектор: Толстобоков Олег Николаевич, кандидат наук, доцент кафедры государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Минобрнауки России, действующий эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный Министерством юстиции РФ (свидетельство №2390 от 28.04.2016). Эксперт по качеству (№ диплома БВС 0928033), референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Подать заявку на участиеКорпоративный формат обучения

Похожие мероприятия