Санитарно-защитные зоны: практические вопросы определения границ и проектирования

    • Разработка проекта СЗЗ обязательна для любого предприятия, превышающего нормативы допустимого химического, физического или биологического воздействия на здоровье человека. На практике эти требования предъявляются и к предприятиям, такого воздействия не оказывающим.

      В 2020 году перенесли сроки вступления в силу норм, определяющих дату окончания существования ориентировочных и расчетных СЗЗ - с 01.01.2022 они прекратят существование (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 будет отменен), а ограничения использования земельных участков в них перестанут действовать. До 01.01.2025 необходимо внести границы СЗЗ в ЕГРН, после чего возместить потери правообладателям земельных участков и объектов, размещенных в СЗЗ (вплоть до выкупа участков и объектов, пользование которыми становится невозможным).

      Что будет? Сначала СЗЗ будут застроены жилы  ми зданиями, а потом предприятию придется обанкротиться, оплачивая переселение из СЗЗ? Как решать эту проблему? ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Письмо от 26.02.2020 № 08-05-1/2303–НБ) дала разъяснения по вопросам, связанным с применением санитарно-эпидемиологических требований и установление СЗЗ, но вопросы остались…

      Ситуация богата коллизиями: Роспотребнадзор требует разработать проект СЗЗ. Невыполнение требований предполагает штрафы и приостановление деятельности предприятий. А выполнение (компенсация убытков) вообще может повлечь закрытие предприятия. А также, ФЗ «Об обязательных требованиях» и регуляторная гильотина. Как во всём этом разобраться?

       

      ПРОГРАММА 

      • Нововведения в нормативно-правовую базу в области санитарно-защитного зонирования. Взаимодействие нормативных актов: ФЗ № 342, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
      • Требования, предъявляемые Роспотребнадзором к организации санитарно-защитных зон. Планируемые изменения действующего законодательства в сфере санитарно-защитных зон. Внесение границ СЗЗ в ЕГРН.Порядок установления санитарных зон. Форма заявлений. Состав проекта СЗЗ. Оценка риска. Лабораторные исследования. Прекращение СЗЗ. Срок рассмотрения обращений. Ответ на вопрос об отсрочке установления СЗЗ.
      • Новые СанПиНы в 2021 г. Ответ на вопрос о СЗЗ для группы предприятий. 0,1ПДК; 0,8 ПДК; 1 ПДК. Мероприятия на границе санитарных зон. Ответ на вопрос о действиях при отсутствии превышений ПДК. Информирования об аварийных ситуациях. Нормативы допустимых выбросов (ПДВ/НВД).
      • Ответ на вопрос о доказательстве отсутствия санитарной зоны.
      • Изменения по скотомогильникам и кладбищам. Новые нормативные документы в 2021 г.
      • Ответ на вопрос о контроле для полигонов отходов.
      • Ответ на вопрос о санитарном эпидемиологическом заключении для предприятий 3 категории.
      • Ответ на вопрос о корректировках при уменьшении выбросов.
      • Ответ на вопрос о штрафах за «не установление» санитарной зоны. Легитимность решений по санитарным зонам до 2018 года.
      • Границы СЗЗ на генеральном плане города и их статус. Компенсация потерь собственникам обременённых в результате установления (изменения) СЗЗ земельных участков. Пищевые предприятия в СЗЗ зоне промышленного предприятия. Организация санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.
      • Производственный экологический контроль. Программа ПЭК и порядок сдачи отчетности. Мониторинг атмосферного воздуха как часть производственного контроля на СЗЗ. Требования к автоматическим средствам измерений и учет показателей выбросов ЗВ.
      • Государственный экологический надзор: реализация риск-ориентированного подхода, перечень контрольных вопросов. Разграничение полномочий между надзорными органами по вопросам ООС. Порядок и организация проведения проверки при осуществлении государственного экологического надзора. Плановые и внеплановые проверки: правовые основания, порядок организации и проведения, сроки и перечень мероприятий по контролю. Формы проверочных листов, используемые Росприроднадзором при проведении проверок. Административная ответственность природоохранного законодательства. Защита прав хозяйствующих субъектов при проведении проверок. Обжалование результатов проверок. Возражения на акт проверки. Недействительность результатов проверки. Пересмотр результатов проверки, в досудебном и судебном порядке.
      • Судебная практика по вопросам СЗЗ.

      Спикеры:

      ДУДНИКОВА Алла Геннадьевна - заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», эксперт отрасли, практикующий эколог и юрист с опытом судебной практики, автор многочисленных публикаций в экологических изданиях, в т.ч. по вопросам СЗЗ, член экспертной группы по проведению экспертизы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Минэкономразвития.

      СУББОТИНСКАЯ Валерия Александровна, ведущий юрист Центра правовой экологии (Москва). Имеет многолетний опыт исследовательской и аналитической работы в области проблем применения природоохранного законодательства, а также законодательства о промышленной безопасности и охране труда. Автор многочисленных публикаций в экологических правовых изданиях. Опыт представительства интересов юридических лиц в арбитражных судах, Верховном суде Российской Федерации.

Подать заявку на участиеКорпоративный формат обучения

Похожие мероприятия